Развитие земель особо охраняемых территорий и объектов


Тема № 12 земли особо охраняемых территорий и объектов


Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять 62 земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющих минимальные размеры.

Земли промышленности Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности, как отдельный вид рассматриваемой категории земель, находятся только вне территорий поселений. Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том, что они расположены вне территорий населенных пунктов и обслуживают производственные, административно-хозяйственные и жилищно-строительные нужды промышленных предприятий. Земли энергетики Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружения и объекты; размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

Для обеспечения деятельности организаций

9.4.

Земли особо охраняемых территорий

9, 36, 42, 71 и др. Конституции РФ, ст. 1, 3, 4, 58–62 Федерального закона от 10 января 2002 г.

«Об охране окружающей среды», являющегося головным в природоохранном, экологическом законодательстве, и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений людей.Регулирование земельных отношений на землях особо охраняемых природных территорий должно увязываться с регулированием отношений в области организации ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.Головным актом регулирования использования и охраны участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является Федеральный закон от 14 марта 1995 г.

№ 33 «Об особо охраняемых природных территориях»[60].Каковы полномочия региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель особо охраняемых природных территорий?Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.Территории государственных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения.Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть федерального и регионального значения.Природные парки имеют региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть местного значения.ООПТ федерального и регионального значения определяются и их земли устанавливаются

Земельныйэксперт

Также запрещается использование площадей в порядке, не определенным российским законодательством. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. Изменение целевого назначения эксплуатации площадей или завершение полномочий на участок для нужд, не отвечающих прямому пользованию, не разрешается. На таких землях устанавливается ограничение любого вида работ, с учетом того режима, который назначен относительно участка.

Чтобы предотвратить отрицательное воздействие на землю, предусматривается специальный охранный режим, который запрещает пользование, способное негативно отразиться на состоянии площадей. Границы наделов обеспечиваются специальными знаками информационного характера.

Все участки, находящиеся внутри ограниченной зоны, остаются в распоряжении собственников и пользователей, но пользоваться ими можно только согласно назначенному правовому режиму. Запрещается предоставлять земли в эксплуатацию следующим образом:

    ; с целью строительства дорог, ЛЭП, коммуникационных узлов, промышленных, хозяйственных и жилых объектов; для организации стоянок и движения транспорта, а также с целью прогона скота.

В итоге можно сформулировать ряд выводов: Земли, представляющие для государства и регионов особую ценность, относятся к категории площадей, требующих организации специального охранного режима. Эксплуатация подобных участков также происходит согласно установленному порядку землепользования.

Для таких земель проводится межевание, после чего они ставятся на кадастровый учет. В состав данной категории земель входят заказники, заповедники, рекреационные зоны, дендрарии, ботанические сады. Земли можно использовать только согласно установленному порядку, который позволяет выполнять только те процедуры, которые не нанесут площади ущерба.
Граждане, чьи наделы входят в данный комплекс, вправе продолжать распоряжаться своей землей, но в рамках имеющегося природоохранного режима.

Земли особо охраняемых природных территорий

Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля.

Создаются с целью:

  1. организации экологического просвещения;
  2. осуществления экологического мониторинга;
  3. сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  4. развитие познавательного туризма.
  5. обеспечения естественного хода природных процессов;
  6. проведения исследований;
  7. поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства.

Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда. Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России.

В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст.

8 33-ФЗ). В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.

Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:

  1. может заключать гражданские сделки;
  2. наделен гражданской правосубъектностью;
  3. может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
  4. подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
  5. вправе выступать работодателем;

Правовое положение имущества природного заповедника определено ст.

6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота. Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст.

9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Законодательством (п.2 ст.7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей. Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них установлен особый режим использования и охраны, так как имеют статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества.

Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Основную долю в этой категории составляют земли, имеющие важное экологическое значение. В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.94) в состав земель особо охраняемых территорий входят земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами.

Но в соответствии с п.5 ст.94 Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие). Ярко выраженный публичный экологический интерес был положен в основу выделения категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Создание сети особо охраняемых природных территорий преследует следующие цели: сохранение этих территорий как резерватов

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Практикуется заключение двусторонних договоров в отношении приграничных ООПТ.

В пример можно привести межправительственное соглашение с Китаем от 26.04.96 г.

о создании международного заповедника на озере Ханка. Земельный кодекс РФ посвятил регламентации правового положения земель особо охраняемых территорий одноименную главу XVII. Оговорена необходимость их использования исключительно по целевому назначению, а также приоритет в охране.

Системообразующий Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ООПТ к числу объектов, находящихся под особой охраной (ст.

58, 59). Профильным регуляторным актом в отношении ООПТ является Федеральный закон РФ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Документ устанавливает 6 категорий ООПТ, регламентирует особенности правового режима каждой их них.

Отдельные главы посвящены организации охраны ООПТ и ответственности за нарушение их режима. Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо не устанавливает обязательность проведения экспертизы при планировании размещения новых объектов в пределах ООПТ.

Конкретные предписания по этому поводу содержаться в правительственном Постановлении № 822

«Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы»

от 07.10.08 г.

Санкции за нарушение правового режима ООПТ оговорены ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст.

8.39 КоАП РФ. Криминальное или административное преследование виновных не исключает возложение на них обязательств компенсировать причиненный вред по правилам Гражданского кодекса РФ. Сумма возмещения рассчитывается согласно методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ № 658 от 01.08.11 г.

В России возможно существование ООПТ общефедерального, регионального и местного значения. Соответственно, они

Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

94 — 100.К зем­лям осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий отно­сят­ся зем­ли при­ро­до­охран­но­го, исто­ри­че­ско­го, науч­но­го, куль­тур­но­го, рекре­а­ци­он­но­го и дру­го­го зна­че­ния.

Они охра­ня­ют­ся зако­ном и выве­де­ны (частич­но либо пол­но­стью) из хозяй­ствен­но­го обо­ро­та реше­ни­ем цен­траль­ных, реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей.Состав земель особо охраняемых территорийК ООТ отно­сят­ся шесть типов:

  1. осо­бо охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии (ООПТ);
  2. зем­ли при­ро­до­охран­но­го*, исто­ри­ко-куль­тур­но­го, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го, рекреационного**назначения;
  3. осо­бо цен­ные зем­ли.

* При­ро­до­охран­ные — зем­ли, назна­че­ние кото­рых — охра­на при­ро­ды.** Рекре­а­ци­он­ный — оздо­ро­ви­тель­ный (отдых и заня­тия физ­куль­ту­рой, спор­том, туриз­мом).Зем­ли могут быть отне­се­ны к ООТ феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го либо мест­но­го зна­че­ния по реше­нию пра­ви­тель­ства Рос­сии, орга­нов субъ­ек­тов РФ или ОМСУ.Зем­ли ООПТ и тер­ри­то­рии, где име­ют­ся объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия, мож­но исполь­зо­вать толь­ко по их целе­во­му назна­че­нию. Дру­гое исполь­зо­ва­ние запре­ще­но либо огра­ни­че­но в допу­сти­мых слу­ча­ях, уста­нов­лен­ных Земель­ным Кодек­сом и зако­на­ми РФ.Земли особо охраняемых природных территорийООПТ — это тер­ри­то­рии, на кото­рых рас­по­ло­же­ны госу­дар­ствен­ные объ­ек­ты, явля­ю­щи­е­ся наци­о­наль­ным досто­я­ни­ем:

  1. наци­о­наль­ные и при­род­ные пар­ки;
  2. бота­ни­че­ские сады;
  3. госу­дар­ствен­ные заказ­ни­ки**;
  4. тер­ри­то­рии при­ро­до­поль­зо­ва­ния корен­ных малых наро­дов.
  5. при­род­ные запо­вед­ные ком­плек­сы, в т. ч. био­сфер­ные* резер­ва­ции;
  6. денд­ра­рии;

Земля особо охраняемых территорий и объектов

Что такое земли промназначения, О правовом режиме земель лесного фонда читайте по ссылке: Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.

Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.

Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей. Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.

Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную. Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве. Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.
Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами.

Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.

Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.

Земельныйэксперт

Нельзя возводить дачи, строить дороги, трубопроводы и ЛЭП.

Также не разрешается осуществлять через такие массивы прогон скота или перемещение спецтехники.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.

Звонки принимаются круглосуточно. В описаны условия и порядок эксплуатации зон, располагающих природными ресурсами, которые можно эксплуатировать для организации мероприятий профилактическо-оздоровительного типа по лечению различных болезней у человека. Основным условием использования таких земель считается наличие у них лечебно-оздоровительных ресурсов природного происхождения.

нуждаются в установке особой санитарной зоны. Различается несколько санитарных округов – первый, второй и третий. Для каждого из округов назначается отдельный режим использования.

Если частная собственность располагается в границах первого округа, то владение подлежит изъятию, а хозяину выплачивается компенсация.

В том случае, если надел находится в третьей или второй зоне, земли остаются в распоряжении гражданина, но он может эксплуатировать их только согласно списку разрешенного вида деятельности.

являются наделами, относительно которых установлен определенный регламент эксплуатирования. В указано, что в состав этой группы земель включены следующие участки:

  1. природоохранные зоны другого типа.
  2. массивы, занятые защитными лесными посадками;

На таких площадях ведется хозяйственная деятельность, ограниченная установленным режимом пользования.

Запрещено выполнять на участках работы, которые несовместимы с основным видом деятельности. Пользователи, в чье распоряжение выделены земли особо охраняемых природных территорий и объектов, обязаны установить на границах местности спецзнаки информационного содержания. Следует отметить, что такие площади не отчуждаются и не выкупаются у владельцев.

Если в таких местностях проживают малочисленные или коренные народности, наделы применяются для образования территорий традиционного пользования.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель. На территории запрещается:

  1. строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, и хозяйственные объекты;
  2. прогон скота;
  3. эксплуатировать механические транспортные средства;
  4. предоставлять дачные и садоводческие участки.

Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны.

Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима. Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности.

В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников.

Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ). Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.

Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Статья 95 ЗК РФ. Земли особо охраняемых природных территорий

В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. 5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. 7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

Земельныйэксперт

Внимание.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  1. передавать наделы для организации сада или огорода;
  2. осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  3. другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.
  4. использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о с возможным у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности. Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия. В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим. Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС — Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.Статья 95.

Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.