Характеристика методов налогового планирования

Классификация налогового планирования


Подводя итог рассмотрению различных классификаций налогового планирования, необходимо констатировать, что различные авторы, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют. Более того, анализ экономической литературы показывает, что виды, формы, методы и функции управления в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятиям придается другое содержание. Очевидно, такое положение обусловлено тем, что при исследовании общих вопросов налогового планирования авторы абстрагировались от основных концептуальных понятий теории управления и планирования. Естественно, раз налоговое планирование является элементом системы управления, то применимые к нему термины должны опираться на понятийный аппарат теории управления и базироваться на философской и этимологической сущности понятий «вид», «метод» и т.п.

В зависимости от уровня управления целесообразно выделить следующие виды налогового планирования:

  1. — планирование на уровне государства (государственное);
  2. — физических лиц (индивидуальное).
  3. — хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий;

Налоговое планирование может носить смешанный характер.

Следует выделять следующие классификационные признаки налогового планирования.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ следует различать разные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, причем юридические лица могут иметь представительства и филиалы. Следует отметить, что коммерческие организации и граждане-предприниматели с лицензией на соответствующую деятельность с образованием юридического лица производят уплату налогов по законодательству для юридических лиц; некоммерческие организации, как правило, платят налоги в случае осуществления предпринимательской деятельности; физические лица без образования юридического лица являются плательщиками налога на доход и других регистрационных и лицензионных сборов.

Организация и методы налогового планирования (стр. 1 из 3)

При этом встает резонный вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?

Но такая ситуация может таить в себе проблему. Дело в том, что существует некая усредненная статистическая модель деятельности организации, которая обычно рассчитывается государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности.

И, стараясь минимизировать налоговые отчисления, необходимо обращать внимание на существующие негласные нормативы сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

Иначе, при резком их изменении или значительном несоответствии негласным нормативам организация рискует попасть под пристальное внимание налоговых органов или даже подвергнуться внеплановой проверке.

Если организация хочет максимально эффективно использовать льготы, предоставляемые законодательством, то в первую очередь необходимо подготовить и ежемесячно корректировать специальную подборку нормативных правовых актов, федеральных, региональных и местных. Причем сделать ее надо как можно более подробной, поскольку отдельные льготы, которые, казалось бы, и не относятся к области деятельности конкретной организации непосредственно, могут стать для нее так называемыми косвенными льготами (из-за недоработок, неточности, неоднозначности интерпретации наших законов в ряде случаев организация может попасть в число льготников, например, по формальным причинам).

Налоговое планирование может иметь стратегический характер и быть текущим. Стратегическое налоговое планирование включает: обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий; обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики; составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форсмажорных обязательств; варианты схем управления финансовыми, документарными и товарными потоками;

Основные принципы и методы налогового планирования

Рассмотрим различные ситуации:

  1. Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.
  2. Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  3. Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью . В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  1. разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  2. контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.
  3. применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;

Различают следующие виды налогового планирования:

Налоговое планирование и оптимизация

Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщикам применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов.

Схемы условно делятся на «белые», «серые» и «черные».

Последние в свою очередь это те схемы, которые явно противоречат закону, например, занижение реального выпуска продукции и сбыт его без оформления документов, использование фирм-однодневок. Под «серыми» схемами обычно понимаются те методы и способы оптимизации, которые формально соответствуют закону, но имеют одну цель — минимизация налогов.
Такие схемы вызывают подозрения у налоговых органов и без должного оформления их сложно отстоять даже в суде.

Пример Схема минимизации налогов при которых существует одна крупная организация, работающая на ОСН и одна или несколько организаций применяющих УСН или ЕНВД в зависимости от ситуации.

Суть схемы минимизации налогов состоит в том, что организация на ОСН продает товар другим «своим» организациям с минимальной наценкой, а эти организации реализуют товар конечному покупателю уже по рыночной цене. Таким образом, получается, что организация на ОСН несет минимальную налоговую нагрузку, а основной доход получают «свои» организации на УСН или ЕНВД, где налоги намного меньше. Осуществление налоговой оптимизации обусловлено тем, что налогоплательщику дается свобода в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности, возможностью выбора применения различных систем налогообложения (правда при определенных условиях, которые, в принципе, не сложно обойти) и оптимального уровня налоговых платежей, а также свобода ведения предпринимательской деятельности, в частности — выбор поставщика, возможность согласования с ним условий поставки, выбора форм расчетов и др.

Рекомендуем прочесть:  Смена названия объекта права

При этом право выбора регламентируется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и т.д.

Таким образом, налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению своих налоговых платежей.

Понятие и методы налогового планирования

В частности, его используют торговые организации, заключая с контрагентами не договоры поставки, а агентские контракты или договоры комиссии. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей.

В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны. Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации. Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений.
В процессе можно использовать все методы оптимизации — как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов Как уже упоминалось, основное отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов — соответствие законодательству. Очень важно, чтобы каждый налогоплательщик понимал, насколько тонка эта грань.

Основные признаки уклонений от уплаты налогов — сокрытие выручки, завышение расходов, подделка документов и т.д. и их подробная характеристика приведены в табл.

1. Таблица 1. Признаки уклонения от уплаты налогов.

Признаки уклонения Виды уклонения Сокрытие выручки или дохода отражение выручки как заемных средств или аванса при отгрузке продукции (выполнении работ, оказании услуг); подмена или уничтожение накладных и других документов после продажи товаров;

Характеристика методов налогового планирования. В налоговом планировании как целостной системе необходимо проверять использование всей совокупности имеющихся. — презентация

Все эти и другие факторы могут значительно повлиять на величину основных финансовых показателей предприятия, элементов, формирующих налоговые базы и, соответственно, на величину налоговых обязательств организации.

Индексы внешних изменений: 1. Коэффициент изменения уровня цен на приобретаемое сырье, материалы, услуги — определяется путем экспертных оценок исходя из инфляционных ожиданий, курса валют, статистических данных.

2. Коэффициент изменения уровня заработной платы работающих — определяется также экспертным путем на базе прогнозов увеличения минимальной заработной платы, изменения уровня жизни населения, данных о среднеотраслевом уровне оплаты труда по категориям работающих. 3. Коэффициент изменения объема продаж — определяется экспертным путем на основе информации о потребительском спросе на данный вид продукции, состоянии рынков сбыта, предложениях предприятий- конкурентов.
Индексы внутренних изменений: 1. Коэффициент изменения объема производства и реализации — определяется в соответствии с производственными планами предприятия, расширением или сворачиванием производства, выпуском новой продукции и другими факторами.

2. Коэффициент изменения уровня цен на собственную продукцию, услуги или товары — определяется в соответствии с ценовой и маркетинговой политикой предприятия, величиной затрат, нормой прибыли и т.д. 3. Коэффициент изменения численности работающих — определяется в зависимости от потребности в работниках, от объема выполняемых работ.

В расчетно-аналитическом методе огромное значение имеют экспертные оценки перспектив развития как самой организации, так и, в большей степени, страны в целом, которые позволяют с большей или меньшей степенью точности составить прогноз на ряд лет.

В силу того, что все экспертные оценки и применяемые индексы носят вероятностный, субъективный и относительный характер, расчетно-аналитический метод предполагает составление нескольких вариантов плана, рассчитанных на наиболее и наименее благоприятный ход развития.

Это особенно важно при составлении среднесрочных и долгосрочных планов.

Заключение

Основными недостатками, выявленными в ходе проведенного анализа, являются:

  1. — неиспользование возможностей Налогового Законодательства для минимизации налогов.
  2. — отсутствие на предприятии налогового планирования;

С целью минимизации налоговых издержек можно предложить ряд мероприятий направленных на снижение налогового бремени.

На основании выполненных расчетов и полученных выводов необходимо принять ряд мер по устранению недостатков, таких как пересмотр учетной политики предприятия в части метода определения выручки предприятия, создание комиссии по налоговому планированию из числа специалистов работающих на предприятии, так же создание резерва на оплату отпусков и резерва по сомнительным долгам для равномерного распределения налоговой нагрузки в течение финансового года, разработана схема перевода предприятия на упрощенную систему налогообложения, путем создания обществ с ограниченной ответственностью и передачи им в аренду автозаправочных станций. Для решения задач использовались следующие приемы и методы экономического анализа.

Традиционные приемы с использованием абсолютных и относительных величин, рассматривающие изменение объемов выручки за ряд лет, изменение показателей деловой активности и коэффициентов ликвидности; Построены модели взимания налогов при различных системах налогообложения и проведены расчеты налоговой нагрузки для каждой из них.

В заключении отметим, что налоговое планирование широко применяется в российской и международной практике уже довольно продолжительное время, в течение которого оно видоизменялось от примитивных и противозаконных способов ухода от уплаты налогов до, собственно, налогового планирования, которое нередко полностью соответствует законодательству и является результатом разумного компромисса интересов бизнеса и государства. Налоговое планирование — это не только эффективный инструмент экономии на налоговых расходах, требующий очень осторожного обращения, но и объективно необходимый для каждого

Методы налогового планирования

Сейчас бытует мнение, что если налоговое планирование дает хотя бы небольшой финансовый выигрыш, то его следует использовать.

Практикующие бухгалтеры-аналитики не всегда согласны с этим утверждением, так как прекрасно знают, что при очень жестком дефиците времени целесообразно идти на некоторые налоговые утраты, дабы обеспечить себе возможность и время для необходимого маневра.

Важно только найти понимание и поддержку у руководителя организации.

После определения границ налогового поля своей фирмы следует провести уточнения по каждому конкретному налогу — федеральным, региональным и местным.

Рекомендуем прочесть:  Где узнать про транспортный налог

Для этого целесообразно проанализировать конкретные законы и инструкции налоговых служб о налогах применительно к конкретной организации и характеру хозяйственных операций. Для каждого налога следует установить примерный перечень хозяйственных операций и написать проводки по реализации этих операций.

Лучше составить небольшой справочник таких операций с пояснениями. Это значительно сэкономит время. Определение налогового поля организации тесно связано с выбором вида договорных отношений и используемым методом бухгалтерского учета.

Поэтому целесообразно проводить данную операцию комплексно — в рамках всей учетной политики организации[15, c.

147]. Для уменьшения вероятности возникновения ошибок при исчислении налогов важно в повседневной работе использовать набор стандартных кодировок блоков хозяйственных операций в виде серии известных бухгалтерских проводок.

Кроме того, необходимо осуществлять налоговое планирование и простейшую оптимизацию налоговых платежей.

Налоговое планирование имеет особенно большое значение, если фирма собирается проводить такие хозяйственные операции, которые в ее практике ранее не встречались.

В этих ситуациях лучше потратить дополнительное время для проведения хотя бы простых расчетов. Потраченные дополнительные усилия обязательно окупятся, так как уменьшат вероятность ошибок и подскажут путь снижения налоговых платежей. Теперь перейдем к высшей ступени исследований, а именно, к комбинированным расчетам и анализу.

Понятие и методы налогового планирования

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, облагаемой налогами в льготном режиме, а именно в зонах с минимальным налоговым бременем (офшор). Обратите внимание: при выборе места регистрации следует ориентироваться не только на размер налоговых ставок, но и величину всего налогового бремени, так как при небольших налоговых ставках законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. В отличие от внешнего планирования методы внутреннего планирования менее рискованны.

Их можно использовать внутри уже существующей организации, не изменяя ее вида деятельности и места регистрации.

Речь идет о таких методах, как выбор учетной политики, эффективное использование оборотных средств посредством начисления амортизации, льгот, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), и прочих налоговых освобождений. В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации — как внутренние, так и внешние, а также формировать налоговую политику не только по каждому отдельному налогу, сделке, но и бизнесу в целом.

Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов Как уже упоминалось, основное отличие налогового планирования от уклонения от уплаты налогов — соответствие законодательству. Очень важно, чтобы каждый налогоплательщик понимал, насколько тонка эта грань. Основные признаки уклонений от уплаты налогов — сокрытие выручки, завышение расходов, подделка документов и т.д.

и их подробная характеристика приведены в табл.

1. Таблица 1. Признаки уклонения от уплаты налогов.

Признаки уклонения Виды уклонения Сокрытие выручки или дохода отражение выручки как заемных средств или аванса при отгрузке продукции (выполнении работ, оказании услуг); подмена или уничтожение накладных и других документов после продажи товаров; отпуск продукции без документов и отражения в учете или занижение объема

Методы налогового планирования

Все эти схемы необходимо обосновать иначе ФНС может оспорить и привлечь к ответственности.Имитационные модели предполагают рассмотрение налоговой нагрузки в разных ситуациях и при изменении параметров среды.Аналитическая деятельность требует информатизацию анализа эффективности методов и инструментов посредством проведения факторного анализа, выявления слабых и сильных сторон для поиска путей максимизации прибыли.Результат должен обеспечиваться за счет комплексных и согласованных действий. На налоговое планирование, которое направлено на оптимизацию, не влияет размер налоговой нагрузки для чего используются все возможности легальных средств.Для процесса организации планирования необходимо создать отдел, который будет заниматься налогами: планированием платежей, работой с аудиторами и др. и его работа регулируется возможностью финансировать его содержание.Подготовка к планированию начинается с определения бюджета на планирование и расчета окупаемости и рентабельности затрат на планирование.Ситуационный метод предполагает: на основе учредительных документов и НК РФ формируется перечень налогов, подлежащих уплате, с указанием ставок и льгот и производится их анализ и выбор подходящих схем оптимизацииМетод микробалансов – оценка работы под влиянием различных факторов среды, определяют проводки и формируют баланс, на основании их сравнения выбирается подходящий вариант.Метод графоаналитики основан на выделении элементов баланса, оказывающих влияние на размеры финансовых результатов, строится график, отражающий зависимость прибыли организации от выбранной переменной и выбирается эффективный вариант.Матрично-балансовый метод является методом математического анализа множества переменных и реализуется через масштабные исследования и прогноз результатов и нахождении узких мест в балансе.Статистический балансовый метод – это построение модели на основе усредненных значений из бухгалтерских балансов аналогичных действующих организаций.Метод определения финансовых потоков основан на предположении выплаты 2 налогов: налогу на прибыль организаций и НДС.

Методы налогового планирования

Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования. Внешнее планирование. Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории.

Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).