Деятельность трудовой инспекции

Оглавление:

Право на получение вовремя заработной платы


Конкретные сроки выплаты работнику зарплаты определяются ст. 136 ТК РФ, но не реже чем каждые полмесяца. Такая периодичность выплаты установлена в большинстве предприятий и организаций (аванс, окончательный расчет). Законодательство не запрещает выплачивать зарплату чаще, например, еженедельно.

Но если работодатель выплачивает зарплату раз в месяц или еще реже, это является нарушением законодательства. Это положение ст. 136 ТК РФ —важная гарантия, направленная на защиту дохода работников от воздействия инфляции.

По мнению специалистов, при задержке зарплаты на длительный период ее размер из-за инфляционных процессов уменьшается на 20% и более в год, так что чем быстрее работник получит заработанные деньги, тем это выгоднее для него.

Указанная статья ТК также закрепляет следующее правило: день выплаты заработной платы должен быть установлен правилами внутреннего трудового распо¬рядка организации, колдоговором, трудовым договором.

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) — локальный нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания и иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя. В соответствии со ст. 190 ТК РФ при утверждении ПВТР работодатель обязан учесть мнение представительного органа работников в порядке, установлен ном ст.

372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Это дает возможность работникам в лице их представителей (как правило, профсоюзов) участвовать в определении дней выплаты зарплаты. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст.
40 ТК РФ). В колдоговор могут включаться обязательства работников и работодателя по многим вопросам, в том числе устанавливаться формы, системы и размеры оплаты труда.

Полномочия и обязанности трудовой инспекции

Какие виды проверок трудовой инспекцией существуют?Визит трудового инспектора на предприятие с целью проверки может быть как плановым, так и неплановым:

  1. Проверка проводится с общим изучением документации, она не может осуществляться только в отношении одного работника. Обычно нарушения, если руководство допускает их, касаются многих из персонала, иногда всего коллектива.
  2. Внеплановые проверки могут осуществляться в любое время, если для них есть повод. Они проходят в индивидуальном порядке, по сигналу кого-то из работников. Например, при увольнении с нарушением трудового законодательства или при создании на предприятиях опасных условий для работы.
  3. О плановой проверке предприятия или компании обычно знают заранее. По стандарту оно проходит раз в два года. Если предприятие только начало свою деятельность, проверка не проводится три года.

Трудовая инспекция обязана защищать права работников, обеспеченные Конституцией. Инспекторы контролируют, насколько безопасными являются условия работы, как осуществляются выплаты за выполнение трудовых обязательств, получают ли работники компенсации при несчастных случаях на производстве.Трудовая инспекция является важным государственным органом, который должен следить за соблюдением в стране российского трудового законодательства. При этом рассматриваются интересы и права обеих сторон трудовых взаимоотношений – работника и работодателя.Инспектор запрашивает на месте проверки весь комплект документации.

Только после его тщательного изучения можно удостовериться в том, нарушает или нет руководитель предприятия нормы закона в отношении своих работников.Проверка длится то или иное время, касается тех сфер деятельности предприятия или организации, на которые распространяется компетенция ТИ. Возможно изучение документов по деловодству, технической документации. Когда проверка завершена, составляется акт, в нем указываются результаты проверочных мероприятий.Инспектор обязан предоставить руководству предприятия, на котором он будет проводить проверку, документ о назначении проверочных мероприятий.

Правовые основы взаимоотношений работодателей и органов надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В Московской области такая инспекция была создана уже в 1994 году, в Москве — фактически начала функционировать с 1995 года.

В последнее время государством уделяется огромное внимание законодательному и нормативному регулированию вопросов охраны труда.

Это в первую очередь связано с тем, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены – обязанность государства (статьи 2 и 37 Конституции РФ).

Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве. Это позволило 17.07.99г принять основополагающий закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-фз), в котором государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда был закреплен законодательно. Была так же проведена реорганизация органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В настоящее время Федеральная инспекция труда представляет собой стройную систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства во всех субъектах РФ. Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович.

Под его непосредственным руководством

Отчет о работе Государственной инспекции труда за 1 полугодие 2013 года (цифровой)

243 4313 4313 Раздел 7.

СВЕДЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ПРАВОВОЙ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ * Принято на личном приеме граждан, всего 244 1659 1659 в том числе: * в помещении гострудинспекции 245 1346 1346 непосредственно в организациях 246 349 349 Количество консультаций работодателей и работников, всего: 247 5914 5914 в том числе: * письменных 248 1388 1388 данных работодателям (из строки 247) 249 651 651 данных работникам (из строки 247) 250 5263 5263 Из общего количества консультаций (строка 247) проведено по вопросам: * трудового договора 251 1335 1335 рабочего времени и времени отдыха 252 210 210 оплаты труда 253 2381 2381 гарантий и компенсаций 254 410 410 особенностей регулирования труда отдельных категорий работников 255 436 436 охраны труда 256 1039 1039 Количество случаев оказания правовой помощи гражданам при подготовке исков по трудовым делам в судах, всего: 257 1 1 из которых судом удовлетворено 258 1 1 Количество рассмотренных исковых заявлений по трудовым делам в судах с участием государственных инспекторов труда, всего: 259 1 1 из которых судом удовлетворено 260 1 1 Организовано и проведено совещаний и семинаров с руководителями, специалистами и профсоюзным активом организаций, всего: 261 457 457 в том числе: по результатам проведенных проверок 262 400 400 Количество публикаций в средствах массовой информации (газеты, журналы и др.), всего: 263 4 4 в том числе: руководителя гострудинспекции 264 1 1 Количество выступлений на радио и телевидении, всего: 265 4 4 в том числе: руководителя гострудинспекции 266 3 3 Раздел 8.

ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ * Штатная численность работников гострудинспекции, всего

Основания возникновения трудовых отношений и их прекращения

Практика работы Государственной инспекции труда в г. Москве показывает, что работодатели подчас не всегда выполняют взятые на себя обязательства. В 2008г. госинспекцией труда в ходе тематических и целевых проверок соблюдения законодательства о трудовом договоре выявлено 1793 нарушения.

Наиболее типичными нарушениями законодательства о трудовом договоре, выявленными в ходе проверок, являются следующие: – трудовой договор в нарушение ст.

67 ТК РФ не заключается в письменной форме. По требованию госинспекторов труда оформлены трудовые договоры в письменной форме с 16391 работником. – невключение в трудовой договор обязательных условий трудового договора, как то условий оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
– неознакомление при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст.68 ТК РФ) – неоформление приема на работу приказом (распоряжением) работодателя, необъявление приказа под расписку в 3-дневный срок со дня подписания трудового договора (ст.68 ТК РФ).

– прием на работу лиц, не достигших 18 лет, без прохождения ими обязательного медицинского осмотра (ст.69 ТК РФ), на работу с вредными условиями труда (ст.265 ТК РФ). – нарушение порядка ведения и хранения трудовой книжки ( не вносятся в трудовую книжку сведения о переводах, о награждениях, об увольнении, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам Трудового кодекса РФ, иного федерального закона, невыдача трудовой книжки в день увольнения) (ст.66 ТК РФ). К наиболее часто встречающимся нарушениям законодательства о трудовом договоре относятся: – неуведомление в 2-х месячный срок работника об изменении существенных условий трудового договора ( введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и др.

(ст.72, 74 ТК РФ); – установление испытания при приеме на работу лицам,

Трудовая инспекция — что это такое и, что она проверяет?

Это можно сделать в следующих случаях:

  1. или ;

Согласно трудовому законодательству заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц.

Если работодатель не выплачивает заработную плату, по работник предприятия в праве приостановить выполнение своих трудовых обязанностей и не находиться на своем рабочем месте на срок, пока зарплата не будет выплачена в полном объеме.

При этом ему должна выплачиваться компенсация за каждый день простоя.

Об этом говорит тест .

  1. невыплата пособий или ;
  2. неправильный расчет ;

Сверхурочная работа согласно нормам не должна превышать ста двадцати часов за календарный год. Оплачиваться такая работа должна в двойном размере (за исключением первых двух часов – они оплачиваются в полуторном размере от установленного оклада).

По согласованию с работником и только с его согласия работодатель может предоставить отгул в качестве возмещения за сверхурочную работу или работу в выходные дни.

  1. нежелание работодателя заключать трудовой договор;

По закону заключение трудового договора является обязательным условием для начала работы.

  1. некорректно оформленный , влекущий за собой нарушение прав работника;
  2. несоответствие фактических условий труда тексту договора.

Причин для обращения в Роструд может быть еще очень много, но все они должны иметь под собой основания, свидетельствующие о .

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие. Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах. Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.
Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма.

Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

Мероприятия по совершенствованию и повышению эффективности деятельности Государственной инспекции труда в г.

Москве

На основании результатов работы создать базу информационных данных для использования в практической деятельности, обучении, анализе, выступлений в СМИ. Многолетняя практика работы Государственной инспекции труда в г. Москве свидетельствует о необходимости тесного сотрудничества с территориальными образованиями федеральных органов исполнительной власти осуществляющих функции государственного надзора и контроля на предприятиях и организациях г.

Москвы. Названные действия необходимы как при организации совместных проверок, так при рассмотрений заявлений и жалоб трудящихся и при расследовании несчастных случаев на производстве, предупреждения техногенных аварий. Рассмотрены формы взаимодействия государственной инспекции труда и следующих органов исполнительной власти, прокуратурами (районными, отраслевыми, окружными); территориальными органами Ростехнадзора и Ространснадзора; органами исполнительной власти и местного самоуправления в г.
Москве (профектурами и управами); региональными центрами МЧС РФ; исполнительными органами фонда социального страхования; с профсоюзными организациями и технической инспекцией труда.

Далее отдельно рассмотрены формы взаимодействия Государственной инспекции труда в г. Москве с перечисленными организациями в осуществлении своих полномочий. Взаимодействие с прокуратурой административных округов, межрайонных, отраслевых.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст.

353 Трудового кодекса РФ). О каждом несчастном случае с тяжелыми последствиями работодатель (его представитель) обязан направить извещение в прокуратуру по месту его проживания (ст. 228.1 Трудового кодекса РФ). На железнодорожном транспорте и транспортном строительстве названные извещение направляется в транспортную прокуратуру осуществляющей функции надзора на данном участке, где произошел несчастный случай.

Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей»

Информационно-правовая и организационная поддержка работодателей со стороны: государственного органа, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, Московской Федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей). 5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные на территории города Москвы, и осуществляющие свою деятельность не менее пяти лет Зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда (далее – индивидуальные предприниматели, предприниматели); Государственная инспекция труда в городе Москве; Московская Федерация профсоюзов; Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей). 6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Условием участия организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности определенным требованиям трудового законодательства.

Для участия в проекте организация (индивидуальный предприниматель) направляет в Государственную инспекцию труда в городе Москве заявление-декларацию по установленной форме (прилагается). Государственная инспекция труда с участием сторон социального партнерства в десятидневный срок со дня получения рассматривает данное заявление-декларацию на предмет соответствия задекларированных фактов требованиям трудового законодательства (раздел №1) и принимает решение о допуске (отказе в допуске) работодателя к участию в проекте с учетом сведений разделов № 2 и № 3 заявления декларации.

Информация разделов №2 и № 3 может служить основанием для принятия решения об отказе в выдаче «Сертификата доверия работодателю». Решение принимается на основе «презумпции правдивости» работодателя. Неучастие в проекте не влечет для организации (предпринимателя) никаких последствий.

Что делает трудовая инспекция?

Для выявления признаков нарушений нормативных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты, проводятся проверки. Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану.

В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  1. публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.
  2. согласование плана с прокуратурой;
  3. составление плана проверок;
  4. анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  5. определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;

Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарной (проверяемое лицо представляет документы по запросу) и выездной (прибытие к месту нахождения проверяемого лица и изучение материалов на месте) форме (ст.

11, 12 закона № 294-ФЗ). Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре.», утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  1. получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  2. прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  3. проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  4. направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  5. расследовать несчастные случаи на производстве;
  6. выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г.

в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда. Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России. В соответствии с положениями ст.

355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: 1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; 2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 4) доведение до сведения соответствующих органов государственной

Соглашение о взаимодействии Государственной инспекции труда в Московской области и Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации

143 УК РФ (Нарушение требований охраны труда), ст. 216 УК РФ (Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 145 УК РФ (Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет) и ст.

145.1 УК РФ (Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат). 2. Основные направления и порядок взаимодействия Московского межрегионального следственного управления на транспорте и Государственной инспекции труда. 2.1. Московское межрегиональное следственное управление на транспорте и Государственная инспекция труда организуют взаимодействие в установленных сферах деятельности по вопросам, представляющим интерес для обеих Сторон и связанным с осуществлением возложенных на них функций и полномочий.

2.2. Информационный обмен между Сторонами осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, в том числе о защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. 2.3. Стороны принимают все меры к обеспечению оперативного, полного и качественного исполнения полученных запросов, требований, поручений и конфиденциальности предоставляемой в связи с их исполнением информации. В случае необходимости допускается направление документов и материалов с использованием средств факсимильной, электронной, телеграфной или специальной связи с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2.4. Стороны планируют, организуют и проводят совместные мероприятия (в том числе рабочие встречи, совещания, заседания коллегии, конференции, семинары, стажировки, работу по созданию рабочих групп, комиссий) и взаимные консультации по вопросам, отнесенным к компетенции каждой из Сторон.

2.5. В целях повышения эффективности взаимодействия Стороны могут издавать совместные организационно-распорядительные документы, разрабатывать методические рекомендации и иные материалы организационно-методического характера.

Трудовая инспекция: функции и полномочия

360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц .Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте.

Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст.

373 ТК РФ).При наличии признаков спора предписания и постановления трудинспекции подлежат отмене, на это неоднократно указывал ВС РФ (см.